Четверг
05.12.2024
22:36
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Вы...
Всего ответов: 210
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Наших: 0

    ПАЛЕОМИР

    Главная » 2009 » Октябрь » 31 » Птерозавры-парусники
    17:08
    Птерозавры-парусники
    Санкар Чаттерджи с моделью птерозавра Tapejara wellnhoferi.

    Птерозавры – одни из самых интересных рептилий прошлого. Первыми из позвоночных они освоили активный полет и просуществовали в общей сложности более 150 миллионов лет, с конца триаса по конец мелового периода. В течение всего этого времени они менялись, одни виды вымирали, другие появлялись, птерозавры вытеснялись из одних экологических ниш, но осваивали новые. Изменялись они и внешне, причем, некоторые из птерозавров выглядели, по нашим меркам, весьма странно. 


    У многих птерозавров мелового периода на голове располагался высокий гребень. Этот гребень представлял собой один или два выроста черепа, поддерживающих прочную перепонку. У многих видов этот гребень был длиннее головы, а у некоторых был даже соизмерим с длиной тела животного. Зачем птерозаврам был нужен этот гребень? Этот вопрос интересовал многих палеонтологов. Высказывались самые разные предположения – от увеличения подъемной силы при полете до привлечения противоположного пола. Некоторые палеонтологи даже предполагали, что такие птерозавры вообще не могли летать. Впрочем, это предположение никакими фактами не подкреплялось. 

    В марте текущего года китайский палеонтолог Синг Лида и его коллеги с помощью математического моделирования и расчетов аэродинамических характеристик показали, что гребень у одного из птерозавров – никтозавра (Nyctosaurus), использовался для создания дополнительной подъемной силы при полете. Это, конечно, не исключает того, что свои гребни никтозавры могли использовать и для привлечения противоположного пола, но главная их функция, все-таки, была аэродинамическая. И летать птерозавры с гребнем могли, причем, делали это очень неплохо. 

    Американский палеонтолог Санкар Чаттерджи (Sankar Chatterjee) из Техасского технического университета (Texas Tech University) и специалисты из университетов Флориды и Канзаса (University of Kansas, University of Florida) решили изучить другого птерозавра - Tapejara wellnhoferi. У тапейяры гребень с натянутой на нем мембраной был ниже, чем у никтозавра и имел, судя по всему, более округлую форму. Кроме того, на нижней челюсти птерозавра был заостренный выступ. Этот птерозавр обитал на морском побережье на территории современной Бразилии около 115 миллионов лет назад. 

    В исследовании тапейяры палеонтологам помогали биологи, физики и специалисты по аэро- и гидродинамике. В результате изучения скелета и гребня этого птерозавра ученые пришли к выводу, что Tapejara wellnhoferi был своеобразным птерозавром – парусником, использовавшим свой гребень не только для полета, но и для передвижения по волнам.


    Схема движения Tapejara wellnhoferi по воде "под парусом" 
    Источник http://today.ttu.edu/2009/10/pterosaur-a-maritime-master-2


    Тапейяра, как и другие подобные птерозавры, был тесно связан с морем и пищу, судя по всему, искал в воде. Он, как и современные морские птицы, мог садиться на воду и взлетать с нее. Но, в отличие от птиц, птерозавр мог использовать свои крылья и гребень для того, чтобы превращаться в миниатюрное парусное судно. 

    Острая грудина птерозавра помогала ему рассекать волны, для этой же цели служил и выступ под нижней челюстью. Вытянутые назад лапы играли роль стабилизаторов. Парусами служили поднятые вверх и вбок крылья. Их можно сравнить с двумя мачтами. А гребень на голове играл роль паруса – кливера, существующего на парусных судах, он позволял улучшить маневренность и даже немного увеличить скорость. Теоретически, такой птерозавр-парусник мог плыть со скоростью, превышающей скорость ветра. 

    Вряд ли птерозавры использовали этот способ для миграций и перемещения на большие расстояния, но для охоты на плавающую у поверхности добычу он подходил идеально. Высокая маневренность позволяла догонять и хватать добычу, а при появлении какой-либо опасности в воде птерозавр мог взлететь. 

    Получается, что природа "изобрела" движение по волнам под парусом за миллионы лет до человека. Любопытно, что в 2005 году Чаттерджи принимал участие в изучении другого "изобретения" природы – живого биплана, которым был, судя по всему, небольшой оперенный летающий динозавр Microraptor gui. "Аммонит.ру" рассказывал об этом здесь и здесь. 

    О результатах своего нового исследования Чаттерджи сообщил на заседании Американского геологического общества (Geological Society of America), состоявшемся в октябре в городе Портленд. Пресс-релиз опубликован на сайте Техасского технического университета.

    Оригинал: http://www.ammonit.ru/news.php?act=757
    Просмотров: 1384 | Добавил: Ник_Каттер | Теги: птеродактили, пресмыкающиеся, мезозой, мел, палеонтология, птерозавры, архозавры, палеозоология | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 A.Less  
    0
    Спорная теория, как и большинство изначально китайских или японских эволюционных концепций.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]