Зачем птерозаврам гребни?
/или парусники Юрского периода. ..."Nyctosaurus - единственный птерозавр, потерявший пальцы верхней конечности, за исключением летательного пальца крыла, вследствие чего его перемещение по земле было затруднено, поэтому ведущие ученые предполагают, что он почти все время находился в полете и редко приземлялся". - /Вики/ ...
Да, пожалуй, приземлялся он действительно очень редко, только в случае крайней необходимости - например, для откладки яиц. И, вероятно, выбирал для этого идеальный аэродром - скорее всего, песчаные пляжи на уединенных островах, и по суше ковылял с грацией тюленя.
Но проводить все время жизни в воздухе - это кажется слишком фантастично, совершенно противоречит здравому смыслу. У меня имеется гораздо более простое объяснение образа жизни никтозавра.
...Есть так же предположения, что он вел водный образ жизни (в пользу этого говорит, в том числе, более длинная нижняя челюсть). В таком случае он не приземлялся, а приводнялся. И настолько специализировался к водному образу жизни, что отказался от крыловых пальцев, совершенно не нужных в водной среде. Зато отрастил мачту на затылке, что в таких условиях было совсем не лишним. Он действительно использовал это украшение как парус, только не пассивно, как традиционные человеческие суда, а активно, как виндсерферы - приводнившись, он крутил-размахивал головой из-стороны-в-сторону, в результате чего его опахало (мембрана, натянутая между отростками рога) создавало достаточно сильный воздушный поток, чтобы плыть в нужном направлении, даже против ветра. Кстати, в случае попутного ветра он мог использовать его и классическим способом. Возможно, он даже мог "брать рифы" - уменьшать площадь паруса. Но если даже и не мог, в случае сильного неблагоприятного ветра (например, во время шторма) он мог просто класть голову боком на воду, резко уменьшая парусность.
Не может быть, чтобы за столь долгий срок существования птерозавры никогда не приводнялись. Это случалось сплошь и рядом. При этом некоторые из них тонули, но не все. Тем, кто остался на плаву, нужен был какой-то способ передвижения по воде. Грести лапами для них было затруднительно, поскольку мешала летательная мембрана. А голова была свободна, и они нашли способ ее использовать. И не только никтозавры - представители таких семейств, как Tapejaridae, Pteranodontidae - талассодромеус, тапеджара, тупуксара и всем известный птеранодон - возможно, тоже использовали свои гребни для аналогичной цели. Только они не столь сильно специализировались, так как, вероятно, вели более разнообразный образ жизни вблизи берегов. Например, им приходилось частенько карабкаться на скалы. Поэтому они сохранили пальцы на крыльях, и гребни у них были не столь впечатляющими. А никтозавр предпочитал открытое море, где и проводил почти все время на плаву - с такой оглоблей летать было, наверное, трудновато. А на воде можно было и расслабиться. Да и зачем лететь, когда можно и доплыть - по близости все одинаковое - вода, кругом вода... Так что летал он довольно мало - только спасаясь от опасности или в поисках новых необжитых мест (или брачного партнера, если вел одиночный образ жизни). Из современных животных наиболее близким его аналогом является, как ни странно ...наутилус помпилиус - тоже весьма странный моллюск, проводящий всю жизнь в путешествиях. Но наутилус не пользуется своим парусом активно, плывет туда, куда несет его ветер. Однако, говорят, по Сеньке и шапка - мозгов-то у него кот наплакал... Есть еще каланы - "морские бобры", которые тоже большую часть жизни проводят в море - спят, едят, размножаются... Но они не умеют летать... И все равно, морские птицы в этом отношении находятся несколько дальше.
Таким образом, птерозавры изобрели более прогрессивный способ передвижения по воде, чем современные водоплавающие птицы. Последних можно считать аналогами гребных судов, а первых - парусниками. Преимущества и недостатки тех и других очевидны.
Конечно, моя теория нуждается в проверке. Для этого, как минимум, нужен непосредственный доступ к фактическим материалам и экспериментальная база. Так что пусть этим займутся специалисты - им (в отличие от меня) за это деньги платят.