Четверг
19202122232425

Главная » 2009 » Январь » 12 » Палеонтологический обзор 2008 года
    Палеонтологический обзор 2008 года
    Реконструкция скелета Austroraptor cabazai, описанного в 2008 году

2008 год был удачен для палеонтологов и биологов. Особого упоминания заслуживают исследования американским палеонтологом Мери Швейцар окаменевших тканей тираннозавра. Мери извлекла из костей тираннозавра фрагменты белковых молекул и сравнила их с белковыми молекулами современных животных, и ещё раз подтвердила родство динозавров с птицами.

В этом же году из верхнего мела Аргентины по останкам, найденным в 1996 году, был описан крупный плотоядный динозавр и группы карнозавров – аеростеон (Aerosteon riocoloradensis). Исследования его останков на компьютерном томографе показали, что внутри костей аеростеона находились пустые полости, в которых, по мнению учёных, как и у птиц, находились воздушные мешки.

Надо сказать, что в 2008 году был описан 31 новый вид динозавров. Среди них ещё один ящер, подтверждающий родство динозавров с птицами - Epidexipteryx hui. Этот ящер был описан из юрыских отложений Китая. Своё название Epidexipteryx hui получил в честь известного китайского палеонтолога Яомина Ху, скончавшегося, к сожалению, в апреле 2008 года, незадолго до открытия этого динозавра. Epidexipteryx hui жил приблизительно 168-152 миллиона лет назад, весил всего 160 грамм, бегал на задних лапах, был покрыт перьями и имел очень интересный хвост. Сам хвост был относительно коротким, но его украшали четыре лентообразных пера, делавших динозавра похожим на павлина или райскую птицу. Эти перья помогали ему балансировать на ветвях деревьев и привлекали особей противоположного пола.

Другая длиннохвостая окаменелость, но теперь уже ящерохвостая птица, была найдена китайскими палеонтологами в провинции Ляонин. Она получила название Eoconfuciusornis zhengi и жила значительно позже Epidexipteryx hui, в раннем меловом периоде, примерно 131 миллион лет назад. Эта была летающая птица, ее хвост украшали два длинных тонких пера. Хотя она относится к древнему роду Eoconfuciusornis, она имела беззубый клюв и, судя по всему, неплохо летала.

Вообще, в 2008 году в центре внимания палеонтологов находился Китай.  Например, в Китае палеонтологи обнаружили два скелета возрастом 220 миллионов лет, принадлежащих животным, которые получили название Odontochelys semitestacea - "зубастая полупанцирная черепаха". В описании находки приняли участие палеонтологи из США (и это тоже заметная тенденция последних лет – совместные международные исследования). Они установили, что Odontochelys – крайне примитивная водная черепаха. Она явно древнее и примитивнее известных до сих пор древних черепах и, самое главное, у нее нет верхней части панциря. Очень вероятно, что это действительно одна из первых черепах, а панцирь у них возникал по частям – сначала нижняя часть, пластрон, а затем уже верхняя – карапакс. Впрочем, возможно, что у этого вида карапакс по каким-то причинам атрофировался или был хрящевым. Но в любом случае, Odontochelys semitestacea – древнейшая известная на конец  2008 года черепаха. Еще до обнаружения Odontochelys semitestacea в Шотландии палеонтологи нашли Eileanchelys waldmani – черепаху юрского периода, происходившую от сухопутных предков, но с явными адаптациями к жизни в воде. Кроме того, в 2008 году в Нью-Мексико палеонтологи нашли фрагменты скелетов рептилий триасового периода Chinlechelys tenertesta, которые имели «панцирь», состоящий из миллиметровых несоприкасающихся между собой пластинок. Они тоже оказались примитивными черепахами и могут претендавать на место у корня эволюционного дерева этих загадочных существ.

Еще одна очень интересная находка, о которой стоит упомянуть - Gerobatrachus hottoni – маленькая амфибия, жившая в палеозое, 290 миллионов лет назад. Палеонтологи полагают, что это общий предок (или его ближайший родственник) современных хвостатых и бесхвостых амфибий. Палеонтологи давно предполагали, что современные группы амфибий - бесхвостые (жабы и лягушки) и хвостатые (саламандры и тритоны) происходят от общего предка из группы примитивных земноводных - темноспондилов. Об этом говорят и данные генетических исследований. Gerobatrachus сочетает в себе черты обеих групп амфибий с чертами более древних темноспондилов. У амфибии две сросшиеся кости в лодыжке, что характерно только для саламандр, широкий череп, большое среднее ухо и барабанная перепонка, как у лягушек. Количество позвонков промежуточно между современными лягушками, саламандрами и древними амфибиями. Надо сказать, что амфибия была обнаружена в 1995 году, но так как о завершении ее изучения было сообщено только сейчас, ее вполне считать открытием 2008 года.

Россия, к сожалению, не может похвастаться находками и открытиями, соизмеримыми с китайскими, английскими или американскими, но интересные палеонтологические события происходят и у нас. Так, в 2008 году в Якутии российские палеонтологи обнаружили останки зверообразного ящера, которые процветали в пермском периоде, а в юре и мелу (а данная находка датируется пограничными отложениями юры и мела) они уже являлись живыми ископаемыми. В честь палеонтолога, доктора геолого-минералогических наук Петра Колосова ящера назвали Xenocretosuchus kolossovi. А канадские палеонтологи из Университета Калгари впервые обнаружили останки беременной черепахи, жившей около 75 миллионов лет назад. По словам ученых, черепаха умерла буквально за несколько дней до того, как она должна была заложить кладку яиц. Черепаха принадлежала к ныне вымершему роду Adocus - большим речным черепахам, похожим на современных украшенных черепах из рода Pseudemys. То, что она была беременна, выяснилось почти случайно и не сразу. Ученые обратили внимание, что останки черепахи разломлены, а непосредственно под ними лежат пять разбитых яиц.

В 2008 году Палеонтологический институт Российской Академии Наук продолжил публикацию серии книг «Ископаемые позвоночные России и сопредельных стран». Эта серия из 10 томов обобщает наши знания о всех известных на сегодня ископаемых позвоночных, найденных в России, бывших республиках СССР и Монголии. Вышел второй том этой серии — «Ископаемые рептилии и птицы. Часть I».
    В сводке описано 345 видов и 83 семейства и приведены рисунки и фотографии остатков всех этих животных.

В апреле и декабре 2008 года вышли два очередных номера популярного российского палеонтологического журнала «Палеомир». Этот журнал выходит с 2006 года и является первым в России периодическим изданием, практически полностью посвященным палеонтологии. В «Палеомире» читатели могут найти самые разные статьи – это и практические советы палеонтологам – как извлечь из породы зубы рыб каменноугольного периода или как сохранить пиритовые раковины аммонитов, а также материалы, посвященные тем или иным древних животных и биографии великих палеонтологов.

В Москве в 2008 году Московский Метрополитен преподнес палеонтологам не очень приятный сюрприз. В результате реконструкции станции «Партизанская» были уничтожены почти все находившиеся там окаменелости. Мраморовидный известняк, которым был выложен пол на обеих платформах, был заменен полированным гранитом, уцелели только окаменелости в путевых стенах станции. Аналогичная участь постигла кораллы на соседней «Электрозаводской», но там последствия реконструкции не были столь разрушительны. Можно даже сказать, что реконструкция «Электрозаводской» принесла ее окаменелостям больше пользы, чем вреда. Улучшенное освещение и отполированные стены сделали окаменелости более заметными и красивыми, а вместо кораллов на полу станции теперь можно увидеть юрских аммонитов.

Прошедший год изобилует и «мамонтовыми» новостями. Достаточно вспомнить исследования мамонтёнка Любы, найденного ещё 2007 году на Ямале. Также в 2008 году на севере Франции палеонтологи откопали череп степного мамонта - "чрезвычайно редкого", по словам специалистов. Французская находка может стать ключом к загадке эволюции этих невероятных существ. Раньше исследователям попадались лишь зубы степных мамонтов и фрагменты костей, на этом фоне целый череп - это настоящая удача. По одной из гипотез, череп принадлежал животному, рост которого составлял примерно 3,7 метра, жившему около 400 тысяч лет назад. Помимо этого в 2008 году было расшифровано 70% генома мамонта. А в устье реки Обь были найдены хорошо сохранившиеся останки (в том числе и шкура) мамонта.

В 2008 году из девонских отложений Латвии было описано земноводное Ventastega curonica. Это самое древнее земноводное, из известных на данный момент.

А в Австралии учёные описали локтевую кость мелового плотоядного динозавра, родственному жившему в то же время в Южной Америке мегараптору. Если описание верно, то стоит поставить под сомнения нынешние представления о расколе южного сверхматерека Гондваны в меловой период.

В устье реки Темза, в Англии, были найдены останки гигантского зубастого «гуся», относящегося  семейству птиц, именуемых дарсонисами. А из юрских отложений на юге Англии был описан морской крокодил Dakosaurus carpenteri, который является довольно примитивным представителем своего рода.

Стоит упомянуть комплекс  следов динозавров найденный на границе Аризоны и Юты. Это крупный участок был прозван «динозавровым танцполом». Однако, некоторые исследователи «танцпола» утверждают, что эти ямки – вовсе не следы. "Там нет следов или подобных следам деталей, — огорошил один из исследователей. — Мы намерены расследовать формирование этих особенностей в предстоящем исследовании".

В Бельгии, в пещере Гойе, был обнаружен череп собаки. Ему 31 700 лет. Журналисты и учёные шутят: «Россия, похоже, перестаёт быть родиной слонов. Вернее, собак: до сих пор древнейшими считались останки, найденные у нас, – их возраст оценивался в 14 тысяч лет»

В 2008 году японский учёный Кацуфуми Сато пришёл к выводу что гигантские летающие ящеры не летали. Исследуя полет птиц, он выяснил, что на взлете или при отсутствии ветра птицы вынуждены часто махать крыльями, в то время как в полете при ветре или сильных восходящих потоках воздуха они могут просто планировать. Он выяснил, что чем больше птица, тем реже и медленнее она взмахивает крыльями. Ученый установил зависимость между частотой взмахов и весом птицы. Основываясь на полученных опытным путём закономерностях, Сато вычислил, что птица весом 40 килограммов уже не сможет махать крыльями достаточно интенсивно, чтобы поддерживать себя в воздухе при нулевом ветре. Гигантские летающие ящеры, например кетцалькоатль (Quetzalcoatlus northropi) с размахом крыльев в 12 м и весом 100 кг, не могли быстро и интенсивно махать крыльями. Но другие учёные встречают выводы Сато возражениями. Ведь Сато сделал вывод на основе физиологии птиц, а не ящеров. А исследования строения крыла летающего ящера показали, что ящеры были способны на то, на что не способны птицы. Так что говорить о том, что они не летали с стопроцентной уверенностью нельзя.

Хотелось бы упомянуть ещё о многих интересных находка и исследованиях, сделанных в этом году, но надо сказать и пару слов о нашем сайте. Он начал свою работу 28 августа 2008 года. С этого момента сайт непрерывно обновляется. Появляются новые статьи, кипит работа на форуме, добавляются новые новости. И, я думаю, что этот год станет для сайта не менее удачным. С новым годом всех!

Администратор сайта «Палеомир» Голубев Святослав