Красивый минерал
Челябинский пенсионер Анатолий Иванушкин посвятил свою жизнь палеонтологии и геологии. Он совершал многочисленные экспедиции, изучал древние флору и фауну.
Практически все свои находки безвозмездно дарил экспертам. За свои труды учёный не получил достойного денежного вознаграждения. Но этот факт его нисколько не печалит. Главное, что Анатолию Гавриловичу удалось внести вклад в науку.
— К сожалению, многие древние формы жизни не сохранились, — расстраивается палеонтолог. — До нас дошли лишь крохи! Поэтому из книги под названием «история планеты» вырваны многие страницы. Наша задача восстановить их.
Однажды Анатолий Гаврилович чуть было не совершил громкое геологическое открытие. Но сделать это помешала слабая аналитическая база.
— Мне удалось найти очень красивый минерал, аналогов которому не было во всём мире, — вспоминает он. — И только через несколько лет подобную находку совершили австралийские учёные. Они назвали его ловерингид.
Зубы древней акулы
Каждый день в школе № 58 собирается детский геологический кружок. Руководит им Александр Большаков. Любитель палеонтологии и геологии пытается совершить со своими подопечными научные открытия.
— В основном мы с ребятами передвигаемся вблизи Челябинска, — рассказывает Александр Филиппович. — У нас есть интересные места. Например, Коркинский разрез. 38 миллионов лет назад здесь был берег моря.
В нём водились небольшие мелководные акулы примерно 5 — 6 метров в длину. У этих хищников за время жизни часто меняются зубы: новые вырастают, а старые выпадают. Акульих зубов в разрезе очень много. За час можно насобирать около сорока экземпляров!
На поиски останков доисторических обитателей Земли кружок не отправляется — очень далеко от родного города.
— В основном бывших хозяев Земли находят в Якутии, в Иркутске, на Севере России, — полагает палеонтолог. — Кстати, впервые динозавров в нашей стране обнаружили в Амурской области. К сожалению, в Челябинске в то время были высокие горы. И останков древних рептилий у нас не сохранилось.
Сейчас активное участие в жизни геологического кружка принимают 15 человек. В основном это дети из малообеспеченных семей. По словам Александра Филипповича, главная проблема юных учёных — финансирование.
— Целевая программа по летнему оздоровлению детей затрагивает нас несильно. На три месяца отдыха нам выделяют 10 тысяч рублей на весь кружок. Это притом что деньги мы можем тратить только на продукты питания. А что делать с билетами на транспорт? Где взять средства?
Надеемся, что на юных геологов и палеонтологов обратят внимание и в будущем ребята смогут порадовать нас сенсационными открытиями.
Косточки для музеев
Не исключено, что, воодушевившись примером своих земляков, наши читатели захотят поискать древние формы жизни. Как отправиться в экспедицию простому человеку? Этот вопрос наш корреспондент адресовал Палеонтологическому институту Российской академии наук.
— Для начала «охотник» за динозаврами должен обратиться в ближайший научный институт, университет или краеведческий музей, где есть специальность палеонтологии, — объяснила нам учёный секретарь ПИНа Вероника Кушлина.
— Они наверняка время от времени организуют экспедиции. Но вообще в России только в нескольких местах регулярно ведутся раскопки останков древних ящеров. В нашей стране не так много специалистов и известных местонахождений этих ископаемых.
Существует ещё один способ попытаться осуществить детскую мечту. Для этого нужно связаться через Интернет с палеонтологами или оставить свои контакты на специализированном форуме. В частности, сделать это можно на сайте ПИНа www.paleo.ru.
Если организаторов экспедиций подкупит ваша природная любознательность и напористость, то есть шанс присоединиться к ним в качестве коллектора.
По словам Вероники Борисовны, институт может оплатить работу, проживание и переезд полезному человеку. Хотя обычно такими людьми становятся студенты-палеонтологи, проходящие практику.
Сразу разочаруем поклонников динозавров. Если вам посчастливится обнаружить кость древнего монстра, то спрятать «трофей» в потайном кармане не удастся. Во время раскопок вы подчиняетесь научному руководителю экспедиции.
Все неожиданные находки нужно первым делом показывать ему. Он уже решит, представляет ли косточка научную или музейную ценность. Но унывать не стоит. Находка автоматически впишет ваше имя в историю науки.
Главная проблема современной палеонтологии — чёрный рынок. Искатели древних форм жизни давно смекнули, что останки ящеров представляют коммерческую ценность. Стоимость некоторых находок достигает десятков тысяч долларов.
В Интернете существует множество порталов, на которых можно приобрести останки древних существ. Например, сайт http://www.paleoart.com/. Бороться с этим явлением крайне трудно. Но ПИН сдаваться не собирается.
— В нашем институте таможенники проходят специальные курсы, — объясняет учёный секретарь, — чтобы различать, какие ценности люди не имеют права вывозить за границу.
По закону разрешение на вывоз должна выдавать специальная комиссия Министерства культуры, в которую входят наши сотрудники.
При ПИНе существует палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова. В нём широко и разнообразно представлена коллекция останков древних флоры и фауны.
— Ещё больший интерес к ящерам возрос после сериала «Прогулки с динозаврами», — отмечает Вероника Борисовна. — Стали возникать детские кружки. Огромные скелеты рептилий — завораживающее зрелище для ребят.
Древние формы жизни действительно привлекают молодых людей. Чтобы разгадать тайны нашей планеты, студенты готовы грызть гранит науки и рыть землю неделями напролёт.
Эдуарду Мычко 21 год. Он студент геологического факультета кафедры палеонтологии МГУ. Его жизненный девиз очень любопытен: «В науке нельзя спешить. Никогда не делайте сегодня то, что можно отложить на завтра».
В детстве юный учёный коллекционировал статуэтки динозавров. Невинное увлечение предопределило будущую профессию. Правда, вместо гигантских ящеров Эдуарда заинтересовали трилобиты (вымерший класс морских членистоногих).
— Конечно, динозавры — это красиво и интересно для публики, — объясняет он. — Но ничего нового в понимании эволюции биосферы они не дадут. Трилобиты же группа разнообразней, которая к тому же прожила больший период времени — практически весь палеозой.
Каждое лето Эдуард Мычко отправляется в экспедиции. География мест обширна и затрагивает всю страну.
— Совершить находку не самое главное, — считает молодой палеонтолог. — Важно проанализировать её и сделать правильные выводы. Вообще работаем мы не ради прибыли. Для меня коммерция — пустой звук. Я учёный.
Если находки представляют ценность — отдаю в музей. Если нет — оставляю себе. Но коллекция, нужная для изучения, находится у меня в лаборатории и дома.
Другому студенту МГУ, Игорю Мелёшину (вверху на снимке), 24 года. Он учится на биологическом факультете и увлекается палеонтологией. Его страсть — ихтиозавры.
— В детстве я обнаружил обнажения с окаменелостями рядом с бабушкиным домом в деревне, — вспоминает молодой человек. — Оказалось, что они относятся к юрскому периоду мезозойской эры.
Позже я поехал к известному палеонтологу Ульяновской области Владимиру Ефимову, который изучает вымерших животных этого времени. Он согласился отправиться со мной в поход вдоль берега Куйбышевского водохранилища в Городищенский разрез.
Мы прошли всего сотню метров, как обнаружили первую находку: задний ласт гигантского плиозавра лиоплевродона. А потом уже мы с приятелем нашли на разрезе скелет крупного ихтиозавра. Восторгу было!
Правда, он быстро улетучился, так как скелет этот оказался уже выветренным и сохранить его было невозможно — через несколько лет он просто превратится в пыль. Вот так я и начал заниматься ихтиозаврами.
В палеонтологии Игоря не интересуют деньги. Для него главное — соприкоснуться с историей.
— В экспедициях понимаешь, что найденный камешек когда-то был частью живого существа. Возникает ощущение вечности, которое ни с чем не сравнится.
Стать палеонтологом
Отправляться искать динозавров за тридевять земель, оставив редакционную суету, было бы безумием. К тому же погода неподходящая, зима как-никак! А почувствовать себя палеонтологом хотелось невероятно. Поступил я следующим образом.
В детском магазинчике откопал прекрасную забаву для малышей. Большое светло-коричневое яйцо из гипса, внутри которого, по заверению продавца, находится динозавр. К игрушке прилагались кисточка и миниатюрное зубило из дерева.
Пятьдесят минут я корпел над яйцом: ругался, крошил гипс, откапывая ящера. В порыве палеонтологической страсти я снёс твари полхвоста и долго корил себя за нечаянную жестокость.
Динозавр оказался меньше, чем я думал: сантиметра два в высоту и один в ширину. Делать с игрушкой нечего, остаётся только выкинуть. Сомнительное удовольствие за 150 рублей. Но детям от 5 до 7 лет должно понравиться.
Второй несложный способ обнаружить древнюю рептилию связан с другим яйцом. Внутри него помещён резиновый динозавр. По инструкции нужно поместить игрушку в воду и подождать 24 часа.
По истечении указанного времени уродливый детёныш вылупится на свет и вы станете «мамой» или «папой». Однако «отцом» странного существа я стал только через три дня.
Яйцо впитывало жидкость и подозрительно давало трещину, из которой высовывалась резиновая рожа. Но вылупляться монстр категорически не хотел, обличая обман своих создателей.
Кстати, резиновый динозавр теперь живёт в кастрюле на кухне. Он продолжает впитывать воду и расти. Наблюдать за процессом невероятно весело. Удовольствие оправдывает средства. Стоит игрушка всего 100 рублей.
Василий ТРУНОВ