Вторник
19.03.2024
07:18
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Наш опрос
Важна ли палеонтология?
Всего ответов: 326
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Наших: 0

    ПАЛЕОМИР

    Главная » 2009 » Апрель » 2 » Изучение наших разрезов помогло понять особенности вымирания на рубеже мезозоя и палеозоя
    18:49
    Изучение наших разрезов помогло понять особенности вымирания на рубеже мезозоя и палеозоя
    Полевой лагерь исследователей, 2004 (из Benton, 2008) 

    Массовое вымирание на суше и море на границе перми и триаса, около 251 млн. лет назад, было, несомненно, величайшим за всю историю Земли. Но первоначально оно было выявлено только у морских организмов, и считалось, что на суше его масштаб был значительно меньшим. Недавно на основании разрезов, расположенных в основном в Европейской части России, удалось значительно уточнить, что в это время происходило на суше.


    Оставались неясными не только масштабы произошедшего вымирания, но также длительность событий и возможные их причин. С появлением новых фактов положение дел изменилось. В настоящее время известно, что всё вымирание занимало менее 1 млн лет.

     

    Среди прочего, этим вымиранием занимался один из крупнейших специалистов по наземным позвоночным мезозоя, автор огромного количества публикаций Майк Бентон. Однако многие особенности кризиса, случившегося на суше, так и были не понятыми. К счастью, тут помогло изучение геологических разрезов, расположенных на территории нашей страны.

     

    Впервые Бентон попал в Россию в 1993 году, и бывал здесь потом неоднократно. Это позволило ему как детально изучить коллекции наземных позвоночных (преимущественно хранящиеся в Палеонтологическом институте РАН в Москве), так и посетить некоторые важные геологические разрезы – сначала это были разрезы в окрестностях Рыбинска (Ярославская область), затем (во время полевых работ 1994 и 2004 года) – разрезы в Оренбургской области.
     

    Именно наблюдения разрезов, расположенных в России, впервые позволили предположить изменение флювиального режима на рубеже перми и триаса, когда для перми характерно спокойной осаждение меандрирующими потоками, а начало триаса маркируется высокоэнергетическими потоками, отлагавшими конгломераты и груозернистые пески. В дальнейшем подобные изменения были установлены в Южной Африке, Австралии, Испании и Индии. С чем это было связано – непонятно: свидетельства резкой тектонической активизации в это время отсутствуют, свидетельства резкого увеличения количества выпадающих осадков – тоже.

    Вот она, граница! (из Benton, 2008)



    Кроме седиментологических исследований главной целью экспедиции 2004 года был отбор образцов для анализа изотопов кислорода и углерода. У границы перми и триаса наблюдается резкий сдвиг в составе изотопов кислорода в морских карбонатах, что отвечает глобальному возрастанию температуры на 6°. Климатические модели показывают, что глобальное потепление может уменьшить океаническую циркуляцию и количество растворенного кислорода, создавая недостаток его в океане. Недостаток кислорода в морях проявляется глобально. Этот эпизод пониженного содержания кислорода, приведшего к убийственным последствиям для жизни на морском дне, может служить частью модели восстановления событий на рубеже перми и триаса. Соотношение стабильных изотопов углерода на рубеже перми и триаса тоже меняется.

     

    Разрезы пограничных слоев палеозоя и мезозоя, расположенные в Европейской части России, также важны для восстановления характера вымирания наземных позвоночных. Позднемермские фауны Северной Двины и Южного Урала весьма разнообразны. Там существовали растительноядные и рыбоядные амфибии, насекомоядные синапсиды, хищники, питающиеся мелкими животными, и горгонопсианы – хищники, питавшиеся крупными растительноядными.
    Позднепермские жители Русской равнины (сверху вниз - иностранцевия, с интересом рассматривающая травоядного парейазавра скутозавра. На берегу ручья - дицинодонтна стволе дерева присел аннатерапсид, ниже его - двиния. На песчаном берегу - амфибия хрониозух, из воды на неё глядит котлассия. IНа переднем плане - слева амфибия с занятным названием микрофони (Microphon), справа - рафанодон (рис. Дж. Сиббика, из Benton, 2008)

    Среди этих животных были настоящие гиганты – в одной из экспедиций в самой верхней части перми исследователями были обнаружены следы какого-то животного до полуметра в диаметре! В этих отложениях скелеты таких крупных форм уже отсутствуют, но по-видимому, они принадлежали крупным растительноядным диноцефалам размером с гиппопотама.
    Раскопки гигантских следов (из Benton, 2008)


    Все эти животные были уничтожены кризисом конца перми. Амфибии и рептилии, которые пережили вымирание, составляли обедненное сообщество, в котором существовали только относительно небольшие растительноядные листрозавры, один вид проколофонид и редкие диапсиды, питавшиеся насекомыми и мелкими рептилиями, а также рыбоядные широкоголовые амфибии

     

    Скорее всего, все указанные выше феномены – изменения характера эрозии и осадконакопления на континенте, изменение соотношения стабильных изотопов кислорода и углерода и крупнейшее в фанерозое вымирание имеют общую причину. Все они могли быть вызваны колоссальными извержениями сибирских траппов, которые продуцировали двуокись углерода, что, в свою очередь, вызвало парниковый эффект и явилось причиной выпадения кислотных дождей. Эти дожди уничтожали растительный покров, что приводило к полной почвы.

    Оригинал с ссылками на pdf: http://www.izmaylovo.ru/wiki/pal/detail.php?ID=16639
    Просмотров: 980 | Добавил: Ник_Каттер | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]